Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
(22.07.1923-10.05.1947)
Командир авиаэскадрильи 451-го штурмового авиационного полка (264-я штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт).
Родился 22 июля 1923 года (по другим данным – 1 июня 1922 года) в городе Саратов. В 1940 году окончил 10 классов школы и Саратовский аэроклуб.
В армии с 1940 года. В 1942 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Прошёл переобучение в 10-м запасном авиационном полку (г. Каменка Пензенской обл.).
Участник Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Воевал на Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Принимал участие в Курской битве и битве за Днепр, освобождении Правобережной Украины, Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.
Первый боевой вылет В.С. Зарубин совершил в августе 1943 года во время наступления наших войск на Белгород-Харьковском направлении. В районе Ахтырки группа штурмовиков была встречена сильным огнём противника. Самолёт ведущего был подбит, и командование группой принял на себя В.С. Зарубин. Пробившись через завесу зенитного огня, советские штурмовики тремя заходами уничтожили 5 танков, 22 автомашины с войсками, склад горючего, разбили переправу через реку у деревни Гнилицы.
Во время боёв по освобождению Киева В.С. Зарубин делал по 3-4 боевых вылетов в день.
12 февраля 1944 года командование 1-го Украинского фронта поручило В.С. Зарубину сбросить в расположение окружённых под Корсунь-Шевченковским войск противника вымпел с предложением о сдаче. Лётчик пробился сквозь плотную завесу огня зенитной артиллерии и в назначенном пункте Стеблев с высоты 100 метров сбросил вымпел. Здесь он был атакован пятью истребителями противника, но, умело маневрируя, ушёл от преследования на бреющем полёте, благополучно посадив сильно повреждённую машину на своём аэродроме. Его воздушный стрелок в этом бою сбил одного ФВ-190.
Особенно успешно действовала эскадрилья В.С. Зарубина в период боёв по освобождению Чехословакии. 23 апреля 1945 года в районе Несвачилка, близ Брно, противник крупными силами оказал нашим частям упорное сопротивление. В.С. Зарубин получил личный приказ от командира авиакорпуса генерал-лейтенанта авиации Н.П. Каманина уничтожить вражеский узел сопротивления. Десятью заходами штурмовики разгромили противника, и наша пехота возобновила наступление. За отличное выполнение боевого задания Зарубин и его лётчики получили благодарность от Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко и маршала авиации Г.А. Ворожейкина, лично наблюдавших за ходом боя.
Всего за время войны совершил 215 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника, в 15 воздушных боях сбил лично 3 и в группе 2 самолёта противника. За умелое вождение групп штурмовиков в бой, настойчивость, точное выполнение боевых заданий, за мужество и геройство, проявленное при выполнении 215 боевых вылетов на самолёте ИЛ-2, за большой урон, нанесённый противнику в технике и живой силе, чем обеспечил успешное продвижение наземных частей. Достоин высшей правительственной награды - звания "ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА"
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года капитану Зарубину Владимиру Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
После войны продолжал службу в ВВС командиром авиаэскадрильи (в Молдавии). С марта 1947 года – в Саратовском аэроклубе. Капитан В.С. Зарубин умер 10 мая 1947 года. Похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.
Награждён орденом Ленина (15.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (11.09.1943, 7.11.1943, 17.01.1945), орденами Александра Невского (18.08.1944), Отечественной войны 1-й степени (25.12.1943), Красной Звезды (13.06.1945), медалями.
Его именем названа улица в Саратове.
Библиография: