Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Title

ДОКУМЕНТАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАНИЯ

ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,

проведенного в 2010 году

среди преподавательского состава саратовских школ.

Вершинина Е.В.,

зав. сектором исследовательской работы отдела инновационно-методической работы и библиотечного маркетинга Центральной городской библиотеки Саратова.

В 2010 году библиотеками муниципального учреждения культуры Централизованная библиотечная система города Саратова» среди преподавательского состава саратовских школ было проведено социологическое исследование под названием «Документально-информационная поддержка образования».

Цель – изучение характера спроса педагогов на литературу и информационные услуги, цели обращения педагогов в библиотеки и другие аспекты взаимодействия и использования информационных ресурсов библиотек.

Для эффективного проведения исследования нашими сотрудниками была проведена необходимая организационная и методическая работа с представителями глав районных администраций, со специалистами МУ «Городской методический центр», руководителями муниципальных общеобразовательных учреждений, педагогами города.

Исследование проводилось среди преподавательского состава саратовских школ в апреле 2010 года.

Анкета была распространена более чем в 30% общеобразовательных учреждений города.

Всего в исследовании приняли участие 720 респондентов, педагогов образовательных учреждений города из 34-х образовательных учреждений

Была разработана анкета из 17-ти вопросов.

Вопросы были построены как закрытые – анкетный вопрос, на который респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые, где респонденты должны были сформулировать самостоятельно и записать ответ на специально отведенном для этого месте.

В опросе приняли участие респонденты различных возрастных групп, с различным педагогическим стажем.Учителя начальных классов, педагоги-предметники, социальные педагоги, школьные психологи, библиотекари.

Нам было интересно узнать, какими библиотеками и как часто пользуются педагоги; какие цели преследуют, обращаясь в библиотеку и литературу какой тематики чаще всего ищут.

Мы просили участников анкетирования назвать информационные источники, которыми ими чаще всего используются.

Отдельный блок вопросов был посвящен информационному обеспечению педагогов по интересующим их вопросам со стороны библиотеки.

Из ответов на вопросы (каждый отвечающий отметил несколько позиций) можно сделать выводы, что педагоги активно используют ресурсы библиотек.

Более 90% опрошенных имеют домашнюю библиотеку.

Около 80% опрошенных педагогов используют ресурсы школьной библиотеки.

Около 60% - используют ресурсы городских библиотек.

В анкетах были указаны Центральная городская библиотека, Центральная городская библиотека для детей и юношества и библиотеки-филиалы.

16% педагогов – участников анкетирования пользуются фондами областных библиотек: Саратовской областной универсальной научной библиотеки и Саратовской областной библиотекой для детей и юношества им. А.С.Пушкина.

Более 70% опрошенных посещают библиотеку регулярно. Чуть более 20% респондентов признались, что в библиотеке бывают редко.

Педагоги обращаются в библиотеки, прежде всего, с деловыми запросами. У 92% опрошенный цель посещения библиотеки – профессиональная необходимость. 59% опрошенных посещают библиотеки в целях самообразования.

Библиотека не теряет своих позиций досугового центра. Достаточно высокий процент (51%) обращений в библиотеку с целью удовлетворения личных интересов педагога.

В ходе анкетирование изучались читательские предпочтения педагогов. Более 70% учителей приходят в библиотеку за материалами по педагогике. Около 55% респондентов обращаются в библиотеки за художественной литературой. Около 50% - ищут материалы по психологии. Более 40% - интересуют вопросы культуры. Более 20% респондентов приходят в библиотеку за печатными материалами исторической тематики. И более 20% респондентов интересует литература по вопросам естествознания

Среди источников информации, к которым обращаются участники опроса лидирующее место занимают книги. Их используют 89% респондентов.

На 2-м месте – интернет. Как источник информации его расценивают 77% опрошенных.

Далее следуют периодические издания. К ним обращаются 67% опрошенных.

Отдельный блок вопросов был посвящен информационному обеспечению педагогов сотрудниками библиотеки по интересующим их темам.

Из полученных ответом мы узнали, что 76% респондентов заинтересованы в информационном обслуживании со стороны библиотеки

Педагоги нуждаются в получении информации от библиотек.

67% опрошенных педагогов хотели бы получать необходимую информацию в виде регулярных списков литературы по предмету. 27% - хотели бы получать информацию в виде обзора новой литературы на педагогических советах и родительских собраниях. 19% - опрошенных не отказались бы от получения пресс-дайджестов по интересующей их теме.

Мы исходили из того, что любящий чтение и свою профессию учитель может не только привить ученикам желание читать и обсуждать со сверстниками и взрослыми серьезные тексты книг, интерес к познанию, умение работать с текстом.

В нашей анкете есть блок вопросов, касающихся работы с информацией современных школьников. Как эту работу оценивают педагоги.

В ходе анкетирования предполагалось выяснить, насколько часто педагоги предлагают учащимся задания, связанные с привлечением дополнительной информации (помимо учебников).

Более 60% педагогов – участников анкетирования отметили, что регулярно предлагают учащимся задания, связанные с привлечением дополнительной информации. Около 80% педагогов обязательно дают учащимся консультацию по поиску информации и работе с ней. Более 20% - дают такую консультацию только по просьбе ученика.

Педагоги считают, что современному школьнику не хватает: умения самостоятельно искать информацию (65% респондентов); навыков по отбору и организации информации (около 50%); около 40% респондентов отметили неумение школьников дифференцировать источники информации.

Из ответов педагогов можно сделать вывод, что необходима комплексная информационная подготовка подрастающего поколения.

А библиотеки имеют многолетний опыт формирования основ информационной культуры школьника и могут предложить различные формы работы в этом направлении. Это и индивидуальные и групповые консультации, беседы, проведение практических занятий по использованию печатных и электронных информационных ресурсов, библиотечные уроки, мероприятия в игровой форме.

Среди мероприятий, проводимых в библиотеках в последние годы отдается предпочтение формам организации досуга, способствующим развитию творческого потенциала детей и подростков, мероприятиям просветительского характера.

В нашей анкете есть блок вопросов, касающихся участия библиотечных сотрудников в школьных мероприятиях и участия школьников в мероприятиях, проводимых в библиотеках.

Нас интересовало мнение педагогов об участии школьников в конкурсах, проводимых библиотеками.

Большинство опрошенных относится к подобному сотрудничество хорошо ( около 75% опрошенных). Лишь 1% респондентов не видят необходимости участия школьников в подобных конкурсах.

В ходе анкетирования нами изучалось отношение педагогов к участию библиотечных работников в проведении организационных школьных мероприятиях, таких как родительские собрания. Абсолютное большинство опрошенных не исключают такой возможности. Лишь 2% респондентов, считают, что это не нужно.

Современные городские библиотеки являются и культурными центрами. На из базе ведут работу клубы, лектории, кружки по интересам. Библиотеки проводят тематические мероприятия, способствующие приобщению читателей к достижениям мировой и отечественной культуры.

Заинтересованы ли педагоги в совместном проведении просветительских мероприятий?

«Да», - ответили более 90% респондентов.

  

 

 


  concurs.png

 Виртуальная справка Администрация саратова Марс Марс 

Марс


incontact.jpg    Полпред. Обзор СМИ. Россия и зарубежье. Внешняя экономика. Право.-logo.png