Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
Консерватория
Маяковский В. В. | Серафимович А. С. |
В 1895 году на базе открытых в 1873 году музыкальных классов в Саратове учреждается музыкальное училище. Первый директор училища С.К. Экснер в 1899 году добился отвода земельного участка в центре города для постройки на нем собственного здания училища. В 1902 году таковое сооружается. Проект его был подготовлен архитектором А.Ю. Ягном, выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Особой гордостью здания был великолепный по акустике, нарядный концертный зал. Но внешний вид здания не удовлетворил саратовскую общественность, в местных газетах его часто сравнивали с "элеватором". Поэтому, когда было решено открыть в Саратове на базе музыкального училища первую в Российской провинции (третью после Москвы и Петербурга) консерваторию (несмотря на отрицательное мнение по этому вопросу С.В. Рахманинова), городские власти приняли меры к изменению фасада музыкального заведения. Проект его перестройки подготовил архитектор С.А. Каллистратов, выпускник Лозаннского университета, приглашенный в наш город из Новороссийска.
К 1912 году здание неузнаваемо изменилось: надстроены башни, изменены формы покрытий, новую трактовку получили фасады.
И вместо суховатого, монотонного решения фасадов город получил вдохновенную композицию в романтически приподнятых формах, в основу которых легли приемы композиции и стилистики южно-немецкой готики.
Очевидно, и желание автора с помощью готической архитектуры здания консерватории объединить композиционно расположенные рядом католический собор[1], и лютеранскую церковь[2]. Оба здания, как известно, были выстроены в готическом стиле.
Таким образом, по замыслу архитектора здание внешне решалось как средневековый готический замок. Плотной, разновысокой группой были устремлены в небо башни, увенчанные острохарактерными шатрами кровли. Вертикальность композиции усиливалась от коньковых решеток, шпилей и флюгеров на них. На башнях и на стенах между ними, по законам средневековой культуры таких сооружений, размещены живописные группы окон, красивые и различные по виду и рисунку эркеры. Интересно отметить, что балконы, имевшиеся уже на здании, органично вошли в новую композицию без изменения. Новый вид "удревнил" фасады консерватории.
Архитектор умело, точно рассчитал масштаб целого в здании и его частях, безошибочно нашел соотношение его с пространством и застройкой Новособорной (ныне им. Чернышевского) площади.
Если на прежних, старых фасадах здания практически, не было художественных деталей (за исключением художественного металла решеток балконов), то в новых фасадах художественная культура была представлена очень широко и свобод но. Стрельчатые формы оконных наличников, высокие, спаренные колонки, заканчивающиеся вверху шпилями, розетные окна, поющие химеры, изображение совы (символ мудрости), виноградных гроздьев (символ преуспеяния края) - все это сообщало зданию историческую перспективу и обращенность к европейской культуре.
Перед Саратовом предстало замечательное ассиметричное сооружение в псевдоготическом стиле, с тремя изящными башенками, стрельчатыми окнами, барельефами и скульптурами на фасаде.
С открытием консерватории музыкальная жизнь губернского города заметно оживилась. Почти каждый вечер его зал заполняла публика. Сюда приезжали знаменитые столичные исполнители. В 1912-1913 годах перед саратовцами выступили С. Рахманинов, Л. Собинов, Н. Плевицкая, В. Ландовска, В. Панина, С. Барцевич и другие – почти весь цвет российского искусства того времени.
27 октября 1917 года в Большом зале консерватории была провозглашена Советская власть. А 5 мая 1918 года консерватория была национализирована. Через шесть лет она постановлением Главпрофорба преобразуется в музыкальный техникум. Но в 1935 году саратовская консерватория была восстановлена, и ей было присвоено имя Л.В. Собинова, скончавшегося в 1934 году.
С тех пор ее деятельность не прерывается, и ежегодно ее выпускниками становятся новые высокообразованные музыканты – скрипачи, пианисты, вокалисты, музыковеды и другие специалисты музыкального профиля, которые работают и в Саратове, и в других крупных городах России, в ближнем и дальнем зарубежье.
В начале 1970 годов к старому зданию консерватории была сделана пристройка нового учебного корпуса по проекту архитектора И.Д. Карповой. К сожалению, простое и даже примитивное внешнее оформление ее находится в явной дисгармонии с основным строением. В 1975 году на консерватории были восстановлены башенки, "урезанные" в начале Великой Отечественной войны, чтобы при налетах гитлеровской авиации на город немецкие летчики были лишены каких-либо заметных ориентиров.
Здание консерватории со временем стало главным символом или визитной карточкой Саратова – благодаря необычности и привлекательности архитектурных форм и высокого духовного содержания, гармонирующего с репутацией одного из лучших провинциальных культурных центров России.
[1] На Немецкой улице, ныне проспект Кирова, здание кинотеатра "Пионер".
[2] На Никольской улице, ныне улица Радищева. На этом месте построен корпус Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова.
.