Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Московская, 17 / Чернышевского, 186


Московская, 17 / Чернышевского, 186


Угол улиц Московской и Чернышевского

Дом С. К. Корнилова


Федин К.А.Чернышевский Н.Г.


Это здание всегда привлекало внимание историков и архитекторов своей загадочной судьбой и необычной архитектурой. В книге Н.А. Бондаря и Н.П. Стешина "Саратов" (1951) оно называется "исключительно оригинальным по творческому замыслу и интересным по пластичности пространственной композиции, с характерным закруглением угла, увенчанного куполом с колоннами и мезонином по обоим фасадам". Очень подробная научная характеристика фасада здания дана в книге С.О. Терехина "Века и камни" – с обильным употреблением специальных терминов (аттики, полуциркульное окно, римский купол на двухярусном карнизе). Общая оценка архитектурных достоинств данного сооружения сугубо положительная. "Некоторая игрушечность, миниатюрность дома, лишь усиливающая наши симпатии, – сугубо современная его особенность. Полтора столетия назад корниловский особняк выделялся размерами, качеством отделки, представительной колоннадой среди окружающей застройки"[1].

Построен в первой трети ХIХ века по проекту саратовского губернского архитектора Г.В. Петрова (1790 - после 1857), ученика В. Суранова.

Дом Корнилова — одна из лучших работ Г. Петрова в Са­ратове. Поставленный на углу квартала, этот двухэтажный особняк надежно закрепил перекресток двух центральных в то время улиц города. Композиция корниловского особняка не­сложна, но выразительна. Симметричные двухэтажные объемы с мезонинами (заменены во время ремонтных работ в 1967 году простыми аттиками) объединены мощным цилиндром угловой трехэтажной ротонды. Решение боковых крыльев напоминает типовые проекты той по­ры: плоский фасад с нечетным числом окон, тяжеловатый кар­низ, небольшой фронтон во главе мезонина, полуциркульное окошко под ним. Мастер варьирует масштаб и пропорции — от широких витражных окон торговых помещений первого этажа к удлиненным жилых комнат второго и далее — к маленьким квадратным проемам мезонинов.

Иное дело — ротонда. Ее масштаб укрупнен. Четыре колон­ны коринфского ордера призваны поддерживать не только по­лушарие "римского" купола на двухъярусном карнизе, но и статус-кво владельца особняка, богатого и именитого купца. Некоторая игрушечность, миниатюрность дома, лишь усилива­ющая наши симпатии,— сугубо современная его особенность. Полтора же столетия назад корниловский особняк выделялся размерами, качеством отделки, представительной колоннадой среди окружающей застройки.

И еще об одном качестве дома. Толпа пешеходов, спешащая в час пик по Чернышевской и Московской, легко обтекает дом с ротондой. Толчеи здесь не бывает. Закругленный угол - не только эффектный, но и эффективный градостроительный прием, один из излюбленных архитектором Петровым.

Приблизительны сведения о хозяине этого особняка. Никаких архивных материалов, свидетельствующих о якобы первом его владельце – купце Степане Корнилове, на настоящий момент не обнаружено. А персонаж этот фигурирует в воспоминаниях Н.Г. Чернышевского, который, как указывается, в восьмилетнем возрасте посетил этот дом "с приехавшим из деревни родственником"[2]. В 1836 году Корнилов был богатый купец, но в то время уже не торговал, а купил большую мельницу, которую отдавал в аренду, получая от этого огромный доход. Но жили они с женой бедно, потому что копили деньги[3].

К.А. Федин использовал в повести "Старик" историю Корнилова дома, рассказанную еще Н.Г. Чернышевским в "Автобиографии" и в рассказе "Покража".

Н.М. Чернышевская вспоминает: "Как и все купеческие дома, он своим внешним видом напоминал маленькую крепость: был окружен маленькой оградой; окна, вместо деревянных ставен, закреплялись сплошными железными полотнами; двери запирались тяжелыми засовами, калитка всегда была на запоре. Так оберегало купечество свои кованые сундуки с казной.

Дом купца Корнилова поражал еще своей архитектурой, безвкусной, но своеобразной. Он выходил на две улицы, и угловая его часть выдавалась круглым куполом, а крыша была выкрашена в два цвета: красный и зеленый"[4].

Немногочисленные факты, выявленные из разрозненных архивных документов, говорят о том, что владельцем дома в начале XIX века был некто Никитин (кроме фамилии о нем ничего не известно)[5].

Далее никаких упоминаний о доме вплоть до 1880-х годов найти не удалось. В 1880-х годах владельцем данного дворового места был первогильдийный купец Иван Ефимович Аносов. После смерти его в 1886 году был составлен разделительный акт на все недвижимое имущество между сыновьями почившего: Елисеем Ивановичем и несовершеннолетним Исааком Ивановичем. Старшему брату досталось это имение. В 1895 году в доме проживал Константин Адамович Военский – известный саратовский краевед, член СУАК. С 1905 по 1914 годы домом владел и содержал здесь кондитерский магазин купец Пётр Илларионович Давыдов, успешный предприниматель в сфере бакалейной и винной торговли.

В советские времена в нижнем этаже "дома Корнилова" неизменно располагался продуктовый магазин. Верхние этажи использовались как жилые помещения.

Название "Корнилов дом" прочно ассоциируется с этим сооружением и сейчас.



[1] Терехин, С. О. Века и камни: памятники архитектуры Саратовской области / С. О. Терехин. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1995. - С. 27

[2] Чернышевская Н. М. Н. Г. Чернышевский и Саратов / Н. М. Чернышевская . - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1952. - С. 26.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Семенов, Виктор Николаевич. Саратов историко-архитектурный: ненаучный краеведческий комментарий к некоторым примечательным градостроительным объектам / В. Н. Семенов, В. И. Давыдов. - 2-е изд., уточненное и доп. - Саратов : Новый ветер, 2012. – С. 306.