Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Желиховская Вера Петровна


Желиховская Вера Петровна

Вера Петровна Желиховская (урождённая Ган, 17 [29] апреля 1835, Екатеринослав — 5 [17] мая 1896, Санкт-Петербург) — русская писательница, сестра Е. П. Блаватской, дочь Е. А. Ган, двоюродная сестра С. Ю. Витте.

Получила домашнее образование. Детство провела в Одессе. После смерти матери жила в Саратове у деда А. М. Фадеева, затем у отца в Тифлисе и Гродно.

Дед Веры Петровны Андрей Михайлович Фадеев был 9 октября 1839 года назначен на должность управляющего Саратовской палатой государственных имуществ. Вскоре после вступления Фадеева в должность к нему приехала погостить старшая дочь Елена с дочерьми.

После смерти матери Е.А. Ган, случившейся 24 июня 1842 года, Вера вместе со своей сестрой Еленой вновь оказались в Саратове.

Губернаторская семья жила в доме, находившемся неподалёку от "Липок". В воспоминаниях современников этот дом описывался как "огромный, похожий на замок барский особняк, где стены длинных величественных залов были увешены фамильными портретами Долгоруковых и Фадеевых".

"Мы въехали в каменные ворота большого дома, который я издали приняла за фонарь, и остановились у ярко освещённого подъезда… Дом дедушки, который я ночью приняла за фонарь, был в самом деле большой дом, с высокими лестницами и длинными коридорами. На нижнем этаже жил сам дедушка, и помещалась его канцелярия. На самом верхнем были две спальни: и бабушки, и тётины, и наши. На среднем же почти никто не спал: там всё были приёмные комнаты, - зал, гостиная, диванная, фортепьянная"[1].

Вне всякого сомнения, Андрей Михайлович и Елена Павловна Фадеевы в значительной мере повлияли на формирование личностей внучек. О дедушке достаточно много известно. Неординарной личностью была и бабушка, урождённая Долгорукова — талантливая женщина, свободно говорившая на пяти языках, занимавшаяся археологией, нумизматикой, ботаникой, собравшая не одну коллекцию, прекрасно рисовавшая, подготовившая более 70 толстых томов рисунков цветов, древностей и монет, состоявшая в переписке с известными европейскими натуралистами.

Летние месяцы дети проводили за городом на даче бывшего губернатора Панчулидзева. "… Но больше всего любила я ездить с бабушкой на нашу дачу. Она в ней распоряжалась поправками к летнему житью; а я бегала в липовых аллеях и на лугу перед рощей, собирая фиалки, радуясь, что со всяким днём всё лучше зацветает.

Но вот было счастье, когда нас перевезли туда. Дача наша совсем была недалеко от города, на опушке рощи, которая становилась всё гуще, спускаясь к Волге, и наконец превращалась в настоящий лес.

Дом был старинный, каменный, с расписными потолками в цветах и амурах; с двумя балконами, опиравшимися на толстые колонны, с густым сиреневым палисадником. Один балкон спускался в него боковыми ступеньками; другой, побольше, выходил к трём густым липовым аллеям, которыми начиналась роща. Невдалеке аллеи эти перерезывал провал, всё увеличивавшийся от дождей и превращавшийся далее, влево, в глубокий овраг, приводивший к Волге. Направо от аллей начиналась бахча, т. е. поле, засеянное арбузами, дынями и огурцами; налево, с обеих сторон оврага, шла прелестная лужайка, поросшая разноцветным шиповником и цветами, где мы, бывало, ловили бабочек. Далее, впереди оврага, продолжалась роща, выводившая к так называемой большой даче, о которой речь будет впереди, - в это лето она стояла пустая; а за оврагом, в конце прямой аллеи, ведшей от этой большой дачи, был пруд, за которым уж роща обращалась в лес. Но ближе к нам, рядом с обеими дачами, был чудесный, грунтовой сарай. Вы не знаете, может быть, что это такое?.. Это большое место, закрытое высокой стеной от северных ветров, с дощатой крышей, которой прикрывают его на зиму от снегов и мороза, а на лето снимают, заменяя её только сеткой от прожорливых воробьёв...

Если, не сворачивая, идти, бывало, прямо по единственной, тогда не тронутой ещё провалом, правой липовой аллее, то она скоро приводила к нескольким дорожкам, расходившимся звездой, в разные стороны рощи, а как раз в средине этого перепутья стояла деревянная беседка, - круглый большой павильон, с круглым же куполом на столбах, - место многих наших увеселений"[2].

Сохранившиеся планы дачи подтверждают, что дом действительно "был довольно вместительный, двухэтажный, на каменном фундаменте, хотя деревянный, но обложенный кирпичом и оштукатуренный внутри и снаружи. Главный фасад строения украшал колонный портик. На усадьбе стояли два каменных флигеля, различные службы"[3].

Впоследствии на месте дачи построили трёхэтажное здание, которое служит до сих пор (ул. 2-я Садовая, д. 23), в нём ныне размещаются церковь во имя Марии Магдалины, Свято-Покровская православная классическая гимназия и общеобразовательная средняя школа № 95. Принадлежавшие когда-то даче дворовое место в 12 десятин, огромный, насчитывавший до двух тысяч плодовых деревьев сад и тянувшаяся за ними дубовая роща в неузнаваемо изменённом виде стали частью территории Саратовского городского парка.

В начале 1846 года Фадеев выехал на Кавказ для вступления в должность члена совета Главного управления Закавказского края. Внучки Елена и Вера остались на время в семье его средней дочери — Екатерины Андреевны Витте. Летом девочки жили на учебной ферме, где служил муж тёти.

В 1855 вышла замуж за Н. Н. Яхонтова, брата поэта А. Н. Яхонтова. После смерти мужа переехала с детьми в Тифлис, где в это время жили её дед и дядя. В Тифлисе вышла замуж за директора гимназии В. И. Желиховского. С 1870-х сотрудничала в печати. После смерти второго мужа (1880) переехала сначала в Одессу, затем в Санкт-Петербург, где занималась литературной деятельностью.

Дебютировала в печати очерком по поводу посещения гимназии в Тифлисе писателем Владимиром Соллогубом "Алаверды и Яхшиел" (Тифлис, 1872). С 1878 Желиховская много писала для юношества, много печаталась в общих журналах и газетах (повести, рассказы, драмы). С 1880 рассказы и повести из кавказской жизни публиковала в журнале "Русский вестник". Сотрудничала почти со всеми детскими журналами и журналами для семейного чтения ("Игрушечка", "Родник", "Детское слово", "Задушевное чтение", "Нива", "Всемирная иллюстрация", "Живописное обозрение" и другие).

Неоднократно переиздавались автобиографические повести "Как я была маленькой" и "Моё отрочество", переведённые на несколько языков.

Фантастические произведения — повесть "Майя" (1893), сборник "Фантастические рассказы" (1896) выдержаны в романтической традиции; их герои — Корнелий Агриппа, северные шаманы и восточные маги, обладающие тайным знанием, недоступным простым смертным. Наряду со стилизованными легендами, Желиховской принадлежат рассказы о загадочных явлениях человеческой психики. Интерес к парапсихологии также отразился в книге "Необъяснимое или необъясненное" (1885).

Очень много писала Желиховская о теософии (в связи с защитой памяти Блаватской), о неисследованных наукой таинственных явлениях и т. п. Пользовалась псевдонимами г-жа Игрек, Лиховский Н.

Умерла в Петербурге, похоронена в Одессе.



[1] Желиховская В.П. Как я была маленькой. Издание 2-е. - СПб.: Б/г. - С. 8-14. Режим доступа: http://leb.nlr.ru/fullpage/330955. Дата обращения: 28.07.2015.

[2] Желиховская В.П. Как я была маленькой. Издание 2-е. - СПб.: Б/г. - С. 90-92. Режим доступа: http://leb.nlr.ru/fullpage/330955. Дата обращения: 28.07.2015.

[3] Максимов Е.К., Соломатина СМ. Мариинский институт благородных девиц. // Ученье - свет. Кем быть, или Образование в Саратовской области: справочно-краеведческое изд. / авт. проекта Г. Н. Добренькова; худ. Ю. А. Сафронов. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2006. – С. 94.