Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Деникин Антон Иванович


Деникин Антон Иванович

Антон Иванович Деникин (1872-1947) — российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей белого движения, публицист и мемуарист.

Генерал-лейтенант Деникин вошёл в историю не только как военный и общественно политический деятель Российской империи, Белого движения и русской эмиграции, но и оставил после себя обширное литературное наследие, которое изучается исследователями.

Родился 4 декабря 1872 года, в деревне Шпеталь-Дольный Влоцлавска, Варшавской губернии. Отец, Иван Ефимович Деникин (1807-1885), происходил из крепостных крестьян с. Ореховка Царицынского уезда Саратовской губернии. Помещик отдал молодого отца Деникина в рекруты. После 22 лет солдатской службы он смог выслужиться в офицеры, затем сделал военную карьеру и вышел в отставку в 1869 году в чине майора. В итоге он прослужил в армии 35 лет, участвовал в Венгерской, Крымской и Польской кампаниях. Мать, Елизавета Федоровна, урожденная Вржесинская (1843-1916), по национальности полька, происходила из семьи мелких землевладельцев.

Деникин с ранних лет проявлял склонность к поэзии и публицистике. В детские годы он отправлял в редакцию журнала "Нива" свои стихотворения и очень огорчался, что их не печатали и что из редакции ему не отвечали, в результате чего Деникин сделал вывод, что "поэзия — дело несерьёзное". Позже он начал писать в прозе. В 1898 году его рассказ был впервые опубликован в журнале "Разведчик", а затем Деникина напечатали в "Варшавском дневнике". Издавался под псевдонимом "Иван Ночин", первоначально "И. Ночин".

Его имя весьма тесно связано с нашим городом.

В январе 1907 года вступил в должность начальника штаба 57-й пехотной резервной бригады в городе Саратове (здание нынешнего саратовского облвоенкомата), где прослужил до января 1910 года.

Управление бригадой, в состав которой входило четыре пехотных полка, размещалось в комплексе зданий на углу Михайловской (Вавилова) и Мирного переулка.

Деникин взял на себя, как боевой офицер, всю организацию подготовки войск: проводил систематические занятия по тактике с офицерами гарнизона с привлечением участников японской войны, устраивал доклады и беседы по разным отраслям военного дела, помогал полковым командирам в составлении тактических заданий и проведении полевых занятий.

В Саратове жил на съёмной квартире в доме Д. Н. Банковской на углу Никольской и Аничковской улиц (ныне Радищева и Рабочей). Здесь он жил почти четыре года вместе с матерью и престарелой няней, с 1906-го по 1910-й годы.

В этот период много писал для журнала "Разведчик", в рубрику "Армейские заметки", в том числе обличая командира своей бригады, который «запустил бригаду и полностью отошёл от дел», взвалив дела в бригаде на Деникина. Наиболее заметной оказалась юмористическо-сатирическая заметка "Сверчок". Критиковал методы управления начальника Казанского военного округа генерала Александра Сандецкого. Деникин в этот период на страницах печати выступал против бюрократизма, подавления инициативы, грубости и произвола по отношению к солдатам, за улучшение системы отбора и подготовки командного состава и посвятил ряд статей анализу боёв русско-японской войны, обращал внимание на германскую и австрийскую угрозу, в свете чего указывал на необходимость скорейшего проведения реформ в армии, писал о необходимости развития автотранспорта и военной авиации, а в 1910 году предлагал созвать съезд офицеров Генерального штаба для обсуждения проблем армии.

Посещал казармы, где ныне располагается корпус Поволжского института управления. Там усилиями ректора Дмитрия Аяцкова установлена мемориальная табличка Деникину. Увидеть её могут только студенты и преподаватели данного вуза, ибо она располагается во внутреннем дворе ПИУ им. Столыпина.

29 июня (11 июля) 1910 года принял командование 17-м пехотным Архангелогородским полком, базирующимся в Житомире. 1 (14) сентября 1911 года его полк принимал участие в царских манёврах под Киевом, а на следующий день Деникин открыл церемониальным маршем со своим полком парад по случаю чествования Государя.

23 марта (5 апреля) 1914 года был назначен исполняющим должность генерала для поручений при Командующем войсками Киевского военного округа и переехал в Киев. 21 июня (3 июля) 1914 года, накануне начала Первой мировой войны, был произведён в чин генерал-майора и утверждён в должности генерал-квартирмейстера 8-й армии, находившейся под командованием генерала Алексея Брусилова.

Узнав о начале войны Антон Иванович Деникин подал рапорт с прошением направить его в строй. В сентябре 1914 был назначен командиром 4-й бригады "Железных стрелков". "Железные стрелки"» отличились во многих сражениях 1914-1916, их бросали на наиболее трудные участки; они получили прозвище "пожарной команды". За отличия в боях Деникин был награжден Георгиевским оружием, орденом святого Георгия 4-й и 3-й степеней. За прорыв неприятельских позиций во время наступления Юго-Западного фронта в 1916 и взятие Луцка был вновь награжден Георгиевским оружием, украшенным бриллиантами и произведен в генерал-лейтенанты. В сентябре 1916 был назначен командующим войсками 8-го армейского корпуса.

Военная карьера Деникин продолжала идти по восходящей и после Февральской революции. В апреле 1917 он был назначен начальником штаба Верховного Главнокомандующего, затем в мае — главнокомандующим армиями Западного фронта, в июле — главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта. Выступил с резкой критикой политики Временного правительства, ведущей к развалу армии, на офицерском съезде в мае 1917.

29 августа за поддержку выступления Корнилова был арестован и помещен на гауптвахту в Бердичеве, затем переведен в Быхов, где находились в заключении Корнилов и его соратники. 19 ноября 1917 по распоряжению Верховного главнокомандующего генерала Николая Николаевича Духонина освободили из-под ареста, как и некоторых других арестованных по корниловскому делу; с документами на чужое имя пробрался на Дон.

Поздней осенью 1917 А. Деникин прибыл в Новочеркасск, где принял участие в организации и формировании Добровольческой армии.

Был начальником Добровольческой дивизии (практически всех формирований Добрармии), затем помощником командующего армией Корнилова, а после его гибели был назначен командующим армией.

В декабре 1918 г. принял на себя командование всеми сухопутными и морскими силами, действующими на юге России.

Весной 1920 г. после разгрома белогвардейских войск эвакуировался в Крым, где передал командование генералу П.Н. Врангелю, и отбыл за границу.

В Европе Антон Деникин испытал на себе все невзгоды, связанные с его вынужденной эмиграцией. Сначала, весной 1920, он попал в Константинополь, вскоре оказался в Лондоне, в августе уехал в Брюссель. Будучи крайне щепетильным в финансовых вопросах, Деникин не обеспечил себе средств к существованию; прежде всего из-за материальных обстоятельств его семья в июне 1922 переехала в Венгрию, обосновавшись в конце концов в местечке близ озера Балатон (именно в Венгрии была написана самая известная его книга "Очерки русской смуты", 1921-1926). В 1925 Деникины вернулись в Брюссель, в 1926 переехали в Париж.

"Очерки русской смуты", вышедшие уже в Париже, сочетали в себе элементы мемуаров и исследования. Деникин полагался не только на память и материалы своего архива; по его просьбе ему присылали различные документы, участники белого движения предоставляли в его распоряжение свои неопубликованные воспоминания.

В Париже вышли также его книги "Офицеры" (1928) и "Старая армия" (1929). Литературные заработки и гонорары от чтения лекций были единственным средством его существования. В 1930-х годах в условиях нарастания военной угрозы Антон Деникин много писал и выступал с лекциями по проблемам международных отношений. Печатался в газете "Доброволец" и некоторых других русскоязычных изданиях. После капитуляции Франции в июне 1940 Деникины перебрались на юг Франции в местечко Мимизан, близ Бордо. Бывший генерал тяжело переживал поражения Красной Армии и радовался ее победам.

В мае 1945 Антон Деникин вернулся в Париж, но, опасаясь насильственной депортации в СССР, через полгода уехал в США. В США продолжил работу над воспоминаниями, начатыми еще во Франции. Умер от сердечного приступа. Похоронен с воинскими почестями на кладбище Эвергрин (г. Детройт) в 1947 году; 15 декабря 1952 прах Деникина был перенесен на русское кладбище Св. Владимира в Джексоне (штат Нью-Джерси).